Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Тонкачевы

471. Тонкачевы. В начале XVIII в. мурзы Тонкачевы проживали в деревнях Тонкачево и Человеково, Малышево, Ермакове починке Касимовского уезда (ныне Рязанская обл.). В д.Тонкачево же проживали дворовые люди переводчика посольского приказа мурзы Сулеймана Сарбаева сына Тонкачева, а в д.Малышево - Давыда Тинмаметева сына Тонкачева. У Сулеймана Сарбаева и Бека Ибрагимова Тонкачевых, кроме того имелось в сельце Михайловском Рузаевка тож Саранского уезда 7 крестьянских и солдатских дворов. После указа Петра I о крещении татарских помещиков у Давыда мурзы Тинмаметева сына Тонкачева помимо крепостных крестьян были отписаны земельные и прочие угодья. Лишь в 1728 г. владения Тонкачева были возвращены владельцу [1]. За некрещение по указу 1713 г. у мурзы Бека Тонкачева были отписаны 8 душ крестьян из сельца Семилово Касимовского уезда, у мурзы Давыда Тонкачева - 18 душ из д.Поповское Касимовского уезда и 14 душ из с.Никольское Качкалей Керенского уезда (возможно ныне Татаро-Никольское, Пачелмский р-н, Пензенская обл.), у мурзы Дусмамета Тонкачева - 7 душ из того же села, у мурзы Мухамета Тонкачева - 7 душ из д.Рыска Касимовского уезда, у мурзы Тулая Тонкачева - 24 души из с.Никольское Качкалей Керенского уезда, у мурзы Хантемира Тонкачева - 5 душ из с.Очасеево Темниковского уезда, у мурз Рамазана и Ишмамета Тонкачевых - 5 душ из д.Деришево Темниковского уезда [2].
[1] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 238 об; Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 137-141, 164, 173; Извес- тия ТУАК. Вып. 23. Тамбов, 1889. С. 21.
[2] РГАДА. Ф. 350. Оп. 3. Д. 1а.
Источник: И.Р. Габдуллин «От служилых татар к татарскому дворянству» 2006г.

Кто такие ичкинские татары: история сгоревшего села Юлдус

Из интервью с Рустемом Аминовым – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш.Марджани АН РТ.

– Каких известных выходцев из села Вы можете назвать?
– С конца XVII в. из общей массы ичкинцев стал выделяться род тобольских служилых татар Сейдяшевых, происходящих от мурз Кульмаметевых. В 1675–1676 гг. им были дарованы земли по речке Ичкин и Тоболу. Отметим братьев Абдыша и Чемейку Сейдяшевых, годовой оклад Абдыша составлял 12 рублей в год, кроме того, у них зафиксированы и дворовые люди – калмыки (4 души м.п.). Уже в 1740-х гг. в среде ичкинцев тон задавали представители рода касимовских мурз Тонкачевых. Так, в 1741 г. мурзой Ичкинского юрта был Бекмет Тонкачев, в 1743 г. старшиной являлся его сын Василь. 


Тамга рода Тонкачевых (касимовских мурз кипчакского происхождения)
Фото из открытых источников, предоставлено автором



Зажиточные ичкинцы отправляли своих детей получать хорошее образование в Татарскую Каргалу, Троицк, Бухару, Дагестан. К примеру, Фазыл Тонкачев (1758–1828) учился в Татарской Каргале, Кабуле. Также он был назначен посланником к султану в Стамбул, чтобы заключить мирный договор, его же направили посланником и к бухарскому эмиру, где на него была возложена миссия «примечать обряды и обыкновения народов». Совершив хадж в Мекку, он вернулся в Альменево и преподавал в медресе, с 1816 г. в г. Тара вел уроки в местном медресе. Его надгробный камень хранится в музее «Дружба» в с. Альменево. 

Отец Фазыла Тонкачева – Ибрагим мурза Тонкачев являлся одной из ключевых фигур при составлении наказа в Уложенную комиссию 1767 г. от ичкинских татар. Из текста наказа, видно, что к середине XVIII в. часть земельных угодий ичкинцев в результате колонизации края была отнята, это создавало дополнительные проблемы при ведении хозяйства, распределении земельных участков. Фазыл Тонкачев являлся поверенным при межевании земель ичкинцев, в результате в 1827 г. была создана межевая книга д. Альменево с деревнями.

 Заметный вклад в развитие ичкинских татар внёс Габдельнасыр Сабитов, обучавшийся основам каллиграфии в Дагестане. Свою жизнь он посвятил переписыванию книг. В 1841 г. в одной из книг он оставил запись о том, что им написано 223 тома книг, начав переписывание с 20 лет (в 1841 г. ему было 95 лет). Большинство этих книг выполняли роль учебников по литературе, логике, арабской грамматике и успешно использовались в местном медресе, который открыл его сын Абдулахат. Заметим, что к концу XIX в. в каждой из ичкинских деревень была мечеть, а при них медресе.

В д. Ичкино до 1917 г. жили ряд известных религиозных деятелей. Выделялись купцы Таминдар-бай, Даулатча (Давлетша)-бай, Гариф-бай, Гыйлязетдин-бай, имевшие в д. Ичкино и близлежащих деревнях собственные магазины, они промышляли торговлей в г. Астрахань, Оренбург, Казань, Омск, Пермь, Ташкент. Были известные местные ювелиры Шайкамал Булатов, производивший вместе с сыновьями Ашрафом и Исхаком  из серебра посуду, браслеты, серьги. Из д. Альменево вышел поэт, просветитель Джамалетдин Юмаев (1892–1940), из д. Тузово поэт Гайнетдин Гатауллин (Макс Гатау) Из наших современников выделим оперного певца Ярамира Низамутдинова, который родом из д. Ичкино.


Надгробный камень Фазыла Тонкачева, хранящийся в музее «Дружба», с. Альменево, Курганская область
Фото из открытых источников, предоставлено автором

Источник : https://milliard.tatar/news/kto-takie-ickinskie-tatary-istoriya-sgorevsego-sela-yuldus-3463