Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Яушевы, башкортостанская ветвь

Науширван

Науширван

археограф, путешественник (1887—1917)

Науширван Шарияздан улы Яушев родился в 1887г. в д.Асрланово. Один из первых среди татар археографов. Принадлежит к башкортостанской ветви рода Яушевых из д.Арсланово (Башкортостан), которая вернула себе дворянское достоинство в 1796 году.

Брат Науширвана Ибрагим на стороное большевиков учувствовал в Гражданской войне в Мусульманском батальоне.

Биография Науширвана в изложении Дэвида Брофи[i]:

Родился Яушев в 1885 году в селе Арслан в районе Белебей, который сегодня является частью Башкортостана. Семья Яушевых была родом из наследственных аристократов, но не особенно зажиточной. В 1907 году местный мударрис (преподаватель медресе) встретил бедно одетого Нуширвана, который только что закончил начальное обучение в 21 год и начал проявлять интерес к путешествию (Sarbīkof 1917). Мударрис порекомендовал ему продолжить обучение в реформистском медресе в Оренбурге, хотя он, кажется, направился вместо Оренбурга в Уфу. У него, очевидно, было что-то вроде страсти к путешествиям, и неясно, как долго он оставался студентом. Базовое образование в медресе обеспечило Яушева паспортом для путешествия, по крайней мере, в пределах Российской империи в качестве странствующего школьного учителя. В какой-то момент он уехал в степь, где провел несколько лет, обучая казахов.

В 1913 году Яушев отправился дальше на юг в Туркестан, сначала в Ташкент, а затем в Бухару, Керки и провел зиму 1914 года в Самарканде. Какой-то местный богач нашел его ночующим на улицах и обеспечил жильем. (['Ayni] 1917). Случилось так, что Садр аль-Дин 'Айни также проводил ту зиму в Самарканде и был частым гостем у хозяина Яушева. Именно там познакомились эти два человека. Возможно, Яушев также познакомился и с самаркандским интеллектуалом Махмудом Ходжи Бехбуди, так как именно в газете Бехбуди «Айна» («Āyina») он опубликовал некоторые из своих первых статей, рассказывавших о его путешествии. Из Самарканда Яушев сначала направился на восток в Ферганскую долину, свернул на север к Ташкенту и Семиречью, а затем прошел вдоль реки Или и вступил на территорию Китая. Города Суйдуне и Кульджа были первыми на его пути захода в Синьцзян. Оттуда он пошел по китайскому торговому пути на восток к столице провинции Урумчи, а затем на юг к Турфану и по краю Таримской впадины. Судя по его статьям, Яушев прибыл в Кашгар где-то в середине 1915 года. Позднее, в этом же году он продолжил свой путь на юго-восток через Яркенд и Хотан, дойдя до оазиса Керия к весне 1916 года, перед тем как направиться обратно в Кашгар.

Результат путешествия Яушева был плодотворным, он насчитывал примерно 160 статей, направленных в пять разных газет и журналов. Главными среди них были татарская газета «Вакыт» («Waqt») и родственный ей журнал «Шура» («Shura»), оба Оренбургского издания. Он также писал и для «Кояш» («Quyash»), издаваемого в Казани. Сотрудничал он и с туркестанской реформистской прессой, посылая многие из своих ранних заметок в два флагмана публикаций туркестанского джадидизма: газету «Айна», принадлежавшую Бехбуди (издавалась в Самарканде в 1913-1915 годах), и в газету «Голос Туркестана», принадлежавшую Убайдуллах Ходжаеву (издавалась в Ташкенте в 1914-1915годах). Оба эти периодические издания были закрыты в 1915 году, и с того момента основная часть работ Яушева направлялась в «Вакыт» и в «Шура». Продуктивность Яушева особенно впечатляет, если учесть трудности связи между китайским Туркестаном и центрами российского мусульманского издательства, что он и прокомментировал во время своего путешествия (Yavshef 1917a). Кажется, Яушев полагался частично на российскую почтовую систему, а частично на караванно-курьерскую сеть в пределах российской мусульманской диаспоры. Таким образом, отправка копий издателям в Туркестане или России, была чреватым процессом, и его статьи не всегда появлялись в том порядке, в каком они были написаны.