Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Яушевы

Я́ушевы — род татарских мурз из арских (каринских) князей, крупнейшие среди татар феодалы в допетровские времена. Из-за отказа принять православие (1713 г., указ Петра I) постепенно превратились в «лапотных дворян». Родоначальником рода является Яуш, который упоминается как участник обороны Казани в 1552 г. В настоящий момент не выявлены документы, свидетельствующие о предках Яуша. По мнению историков Ахметзянова М.И. [1] и Исхакова Д.М. [2,3,4] он приходится правнуком к легендарному Карабеку и является один из важных в истории татар представителей арских (каринских) князей. После падения Казанского ханства Багишу (сын Яуша) была дарована Иваном Грозным Терьсинская волость, включавщая земли нынешних городов Ижевск, Агрыз и территорию между ними. У Яушевых были и иные земли. Яушевы проживали в Казани, селах Кошар, Старый Менгер, а также починке Мокша, деревнях Уртем, Верхние Ерыклы (ныне Сименеево), Новый Арслан, Тукмак-Каран.

Анализ метрических книг показал, вплоть до 1918 г. в главном родовом для Яушевых с.Кошар (1920 г. – 1095 чел., в 1989 г. - 636 чел) от 40 до 60% жителей относились к роду Яушевых, начиная с 1919г. носители фамилии Яушевы полностью исчезли, за исключением одной семьи (потомки красноармейца). Данное обстоятельство можно объяснить взятым новым курсом государства на полное истребление российской аристократии. В настоящее время в исторической в памяти жителей с.Кошар полностью стерлась принадлежность к роду Яушевых за исключением семьи Залиловых.

Яушевы служили муллами в мечети с.Кошар, наиболее известен и до сих пор почитаем, как святой (аулия) и ясновидец, Габбас хэзрэт. Его сын ГабделБарый (1815 Кошар — 1894 Петропавловск) был ахуном Тобольской губернии, внук ГабделВахаб (1859-1924) будучи муллой в Петропавловска в 1904 г. инициировал прошение на имя премьер-министра Витте о даровании мусульманам равных прав. ГабелБарый и ГабделВахаб являются представителями петропавловской ветви рода Яушевых.

В 1878г. Ахмер Яушев от имени 147-ми представителей рода Яушевых из Кошар, Старых Менгер, Мокши, Казани обратился в Казанское дворянское депутатское собрание с просьбой о восстановлении в дворянском достоинстве. Казанское дворянское депутатское собрание согласилось с его доводами в отношении просителей и решение отправило на утверждение в Сенат. В последующие 35 лет Ахмер безуспешно пытался утвердить решение, между Санкт-Петербургом и Казанью завязалась бесконечная вялотекующая переписка. В конце концов следы документов затерялись, а значит осталась надежда найти их, чтобы ввести в научный оборот ценнейшие документы из истории России.

Со временем часть Яушевых занимаясь торговой деятельностью поселилась в Астрахани, Акмолинске (Астана)КазаниПетропавловскеТашкенте, Троицке. Среди Яушевых наиболее известна троицкая ветвь рода Яушевых, основоположником которой является Гайса Яушев (1790 Старый Менгер — 1870 Троицк), его внуки ГабдулВали (1840-1906) и МуллаГали (1864-1926) были одними из богатейших людей Южного Урала.

Богдан Яушев вместе с четырьмя сыновьями до 1762 г. переселился из с.Кошар в д.Шарлама, вскоре — в д.Арсланово (обе Башкортостан). В отличии от казанской ветви рода Яушевых  башкортостанская ветвь рода Яушевых вместе с Яушеывми из д.Верхние Ерыклы (ныне с.Сименеево, Нижнекамский район, Татарстан) в 1796 г. была восстановлена в дворянском достоинстве. Последним Яушевым из этой ветви, который официально носил титул князь до своей смерти в 1935 г. был СалимГарай Асфандияр улы Яушев.

Изучение Ревизских сказок и Метрических книг позволяет предположить, что Яушевы большими семьями выезжали на постоянное место жительства в другие регионы России. На сегодняшний день выявлены следующие ветвь рода Яушевых:

  1.      Яушевы, акмолинская ветвь.
  2.      Яушевы, башкирская ветвь.
  3.      Яушевы, семенеевская ветвь.
  4.      Яушевы, 1-я казанская ветвь.
  5.     Яушевы, 2-я казанская ветвь.
  6.      Яушевы, мокшанская веть.
  7.      Яшевы, первопавловская ветвь.
  8.      Яушевы, староменгенрская ветвь.
  9.      Яушевы, троицкая ветвь.
  10.      Яушевы, ташентская ветвь.
  11.      Яушевы, уртемская ветвь.

Учитывая родство каринских князей для удобства просмотра удобно делить родословное дерево Яушевых на три последовательные хронологические части:

1.     Арские и Каринские князья.

2.     Яушевы, первые четыре поколения.

3.     Вышеперечисленные ветви рода.


1. Ахметзянов М.И. Татарские родословные. Т. III. Казань, Татарское книжное
издательство, 2019. С. 355. ISBN 978-5-298-03787-7.
2. Исхаков Д.М. Арские князья и нукратские татары. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010 г.
3. Исхаков Д.М. Об исторических стратах генеалогии Арских князей. С. 94; Татарские
мурзы и дворяне: история и современность: Сборник статей. Выпуск 1. Казань:
Институт истории им. Марджани АН РТ, 2010 г.
4. Исхаков Д.М. История рода Яушевых в Средневековый период и кимакская проблема.
Воронеж: ООО «Фаворит», 2018 г.