Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Карино

Карино (Арасланово)

Опубликовано сб, 20/12/2014 - 12:57 пользователем Пестриков Павел
ID: 81294
Слободской район и город Слободской
Тип: село
Статус: существующий н.п.

 
   Карино - название группы деревень Ярославской волости Слободского уезда. Состоит из трех частей: Верхнее, Нижнее и Ильясово. Верхнее состоит из Деветьярово и Митюково. Нижнее состоит из Арсланово, Касимово и Абашево.
  
   "Карино - это исторический центр всего татарского населения северной части Вятской губернии и крупнейшее здесь инородческое селение. Оно находится в 12 верстах от города Слободского. Каринцы играли когда-то небольшую самостоятельную роль, как подручные Московского князя в борьбе против Казани. Но их значение еще этим не исчерпывается. Их происхождение - загадка и привлекает любопытство тех, кто ознакомился с историей и археологией края.
   Для исследователя древнейшей истории Вятского края каринцы интересны в том отношении, что некоторые данные связывают их, 'арских князей', по крайней мере,- с государством волжско-камских болгар. Именно, каринцы-князья представляются наследниками власти предполагаемых болгарских властителей."
 
     П.М. Сорокин 'Арские князья в Карине' г. Вятка, 1896
 
 
Жалованные грамоты на владение каринскими землями:
 
 1510 г. декабря 18.
   Жалованная льготная и несудимая грамота Василия III каринскому татарину Девлетьяру Магмет Казыеву сыну на деревни в Чепецком стане Хлыновского уезда
   Василей, божиею милостию государь всеа Русии и великий князь владимирский и московский, и ноугордцкий, псковский, тверский, югорский, пермский, болгорский, вяцкий и иных, пожаловал есми Девлетьяра Магмет Казыева сына. Что за ним наше жалованье в нашей отчине на Вятке в Хлыновском уезде в Чепетском стану ловля Ивановская Оникиева да деревня Васильевская Юрьчакова, и те де их деревни запустели; да за ним же де жили наши люди чюваша на Якимцове и на Иштиникове. И ож будет так, и яз, князь великий, пожаловал Девлетьяра: звати ему в те деревни к себе жити людей из зарубежья, а не из моей вотчины великого княжества. И кого к себе Девлечьяр в те деревни призовет жити людей, и тем людем не надобе моя великого князя дань до письма, доколе Вяцкую землю писцы наши опишут. А наместницы наши хылыновские и их тиуны кормов своих у них не емлют до письма. А кому будет чего искати на Девлетьяре или на его приказщикох и на его слобожанех, ино их судит наш наместник хылыновской сам, а тиун его их не судит. Писана на Москве, лета 7019, декабря в 18 день. А у подлинной грамоты печать вислая красная. Назади у подлинной грамоты написано: Василей, божиею милостию государь всеа Русии и великий князь.
 
1520 г. сентября 20.
   Жалованная несудимая грамота Василия III каринскому татарину Девлятьяру Магмет Казыеву с сыновьями на половину Карина с населяющими ее удмуртами татарами
   Се яз, князь великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми татарина Довлетьяра Магмет Казыева сына да его детей Семенца да Иванца на Вятке половиною Карина, аран, татар и вотяков, что было за Шептяком за Агзяновым сыном да за его детми, да за Шептяковым братом за Момачем, да за его сыном за Шагабам, опричь другие половины, что за Тахтамышем да за Тонешом, со всем по тому, как была та половина за Шептяком да за его братом и за их детми. И наместницы наши хылыновские и их тиуни Довлечьяра и его детей и тех арян и вотяков не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, а приводчики и доводчики поборов своих у них не емлют и не въезжают к ним ни по что. А ведает и судит тех арян, татар и вотяков Довлетьяр сам да его дети Сенька да Ивашко. Даня к себе на них емлют по старине, как с них шло Шептяку да его брату Момачу з детми. А случитца суд смесной тем его аряном, татаром и вотяком з городскими людми и с волосными людми и с вотяки, и наместницы наши хылыновские и их тиуни судят, а Довлетьяр и его дети с ними ж судят, а присудом делятца наполы. А кому будет чего искати на Довлетьяра и на его детех, ино их судят наши наместники хылыновские сами, а тиуни их не судят. А корм дают наместником хылыновским и их тиуном по старине, а збирают тот корм Довлетьяр и его дети сами, дают наместником хылыновским, а наместничьим пошлинником с них того корму самим не брати. А мою великого князя дань и ямские денги дают с тех арян и вотяков в мою казну по писцовым книгам.
  А дана грамота лета 7029 сентября в 20 день. У подлинной грамоты печать вислая красная. А назади у подлинной грамоты написано: Князь великий Василей Иванович всеа Русии. Да у той же грамоты назади же написано: Князь великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал Семенца да Иванца Девлетьяровых детей на Вятке половиною Карина, арян, татар и отяков, что было за отцом за их и за ними, со всем по тому, что в сей грамоте писано3, сее у них грамоты рушити не велел никому ничем. А наместником хлыновским и их тиуном и всем пошлинником у них ходить по тому, как в сей грамоте писано. Писана на Москве, лета 7042, июня в 18 день. А подписал дьяк Федор Мишурин. Приказал великого князя казначей Юрий Дмитриев.
 
 Грамота 7055 года 20 января. (1546 г.)
   'Се аз,князь Великий Иван Васильевич всея России пожаловал есми с Вятки Арских князей Семена Девлетьярова,да Касима Газеева,да Сейтяка Аласуфова,да Башканду Карачурина,Шаимка Мурсеитова и всех их товарищей Арских князей и их вотяков и чувашев Арских,что мне бил челом князь Семен Девлетьяров и товарищев своих....Арских князей и их Вотяков и Чувашев о том,что у них была наша грамота жалованная поместная от должников и тое де у них грамоту Казанские Черемиса взяли и мне их пожаловати дати им своя грамота жалованная новая,и аз князь Великий Арских князей Семена Девлетьярова да Касима Газеева да Сейтяка Аласуфова да Башканду Карачурина да Шаима Мурсеитова и иных их товарищей Арских князей и их Вотяков и Чувашев пожаловал дал есми им от того долгу льготы на 4 года и они в 4 года своим должникам платяться в чистую уплатубез росту а наместницы наши Хлыновские и Слободские в том долгу приставать своих на них не дают и правити на них тех долглв по судимым и по правельным грамотам самине правят до тех их урочных лет,а у которых заимщиков писано в кабалах что им не отниматься ни полетними ни Слободскими грамотами и по тем кабалам и по провельным грамотам о тех Арских князей на князе Семене Девлетьярове с товарищи и на них вотяков и чувашах долгу не правити до тех их урочных лет дана грамота на Москве лета 7055 генваря 20 дня а на обороте подписано тако князь Великий Иван Васильевич всея Руссии'.(ГАКО.ф.38,опись 1,дело 204,стр 143-144).
 
Грамота арским князьям Ивану и Матвею Деветьяровым от 1553 года марта на бобровые озера и малые речки по обе стороны реки Чепцы.
   'Се яз,царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал есми Вятчан,Арских князей,Ивана да Матвея Деветьяровых.Били мне челом Иван Деветьяров и в брата своего место в Матвеево,а сказывал:были деи за братьею Семеном да за......жалованной грамоте,на Вятке оброчные реки,с усть Чепцы реки,да до Бахтыевы.....и озера и малые речки,с стороны Чепцы реки Арскими ж татары с Башкандою да с Шубишен Карачюриными детми по жеребьям;а оброку деи они,четыре их,с тех рек давали по шти рублев на год Вятчанам,во всю Вятскую землю;и брата де его Семена в животе не стало,а брат де его Матфей и ныне с тех рек нашу службу служит;и та де наша грамота старая их жалованная,сего лета на Семень день летопроводца,сгорела в Слободском городке,тогды как город Слободской сгорел,и Матфею деи за собою тех рек вперед держати не по чему;а Иван деи Деветьяров нашу службу служить же,а нашего деи за ним жалованья нет ни которого,и ему деи нашие службы без нашего жалованья служить немочно;и мне б Матвея пожаловати,дать ему на те реки,на его выть своя грамота жалованная,потомучто деи у него наша грамота жалованная сего лета в Слободском городе сгорела;а давати бы ему с тех рек,с своей выти,на меня царя и великого князя оброеу,с году на год по рублю;а брата его Ивана жаловати,в Чепце ж реке,с усть Чепцы реки да до Бахтыевы реки по обе стороны Чепцы реки и озеры в малых речках,брата его Семеновою вытью Деветьярова,а оброку ему давати с своей выти,с тех рек,на меня,царя и великого князя,по два рубли на год.И будет те реки наперед того,по нашей жалованной грамоте за Семеном да за Матвеем за Деветьяровыми детми были на оброце,и службу нашу с них служили,и та будет наша жалованная грамота у Матвея сего лета в Слободском городке сгорела,а за Иваном будет нашего жалованья на Вятке нет ни которого,и яз,царь и великий князь,Арских князей Ивана да Матвея пожаловал,Ивана в Чепце реке брата его Семеновою вытью,а Матвея в Чепце ж реке его вытью по старине,как за ним были те реки наперед сего,по нашей грамоте,с братом его с Семеном с Деветьяровым,с усть Чепцы реки да до Бахтыевы реки,по обе стороны Чепцы реки,и озеры и малыми речками:и Ивану и Матвею в тех реках бобры ловити своими двемя вытми;а оброку им привезти впервые на Москву,по сей нашей грамоте,три рубли,да пошлин по десяти денег с рубля,к нашим диаком к Юрью к Сидорову да к Павлу к Никифорову на срок на сборное воскресение лета 7062 года,да и впредь им тот оброк и с пошлины возить ежегод,безпереводно к диаком к Юрью же Сидорову да к Павлу Никифорову или по по них иные наши диаки будут.А порука в том оброке и в пошлинах,по Иване да по Матвее по Деветьяровых,Вятчане Шолом Есипов сын,да Ивашко Ондреев сын Бакулев,да Михалко Соколов в том,что им тот оброк и пошлины платити ежегод,на срок безпереводно.Дана грамота на Москве,лета 7061 года,марта в день'.

Источник: Карино на портале Родная Вятка.
 

Карино (Слободской район)

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Карино.

Село
Карино
тат. Нократ, удм. Карагурт
58°36′58″ с. ш. 50°19′49″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Субъект Федерации Кировская область
Муниципальный район Слободской
Сельское поселение Каринское
История и география
Первое упоминание 1489
Прежние названия Нукрат, Нижнепогостская, Арасланово[1]
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 690[2] человек (2010)
Национальности татары, удмурты, русские
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 83362
Почтовые индексы 613120
Код ОКАТО 33235824001
Код ОКТМО 33635424101
Номер в ГКГН 0028496
[Карино (Слободской район) (Россия)]
[Точка]
Карино
[Red pog.svg]
Москва
[Карино (Слободской район) (Кировская область)]
[Orange pog.svg]
Киров
[Blue pog.svg]
Слободской
[Точка]
Карино

Мечеть в с. Карино

Карино́ — село в Слободском районе Кировской области России. Является административным центром Каринского сельского поселения.

География:

Село расположено примерно в 14 км к юго-востоку от Слободского.

История:

В XV—XVI веках село являлось центром Каринского княжества, основанного, согласно Татарской энциклопедии в 1361 г., и управлявшегося династией Арских князей[3] из клана Кыпчкак, караучы беков (баш беков Казанского Ханства).

Карино — это хороним, это группа деревень в Ярославской волости Слободского уезда, состоявшей из Верхнего, Нижнего Карино и Ильясово. Верхнее Карино состояло из деревень Деветьярово и Митюково. Нижнее Карино — это д.д. Арасланово, Касимово (и Юач) и Абашево. В XVI веке Карино числилось даже как город, как столица княжества Нухрат. В грамоте 1542 г. перечислены Вятские города, в числе первых названо Карино, в то время крупный населенный пункт с укрепленным городищем. В грамоте Ивана Грозного писано так: "От великого князя Ивана Васильевича всея Руси на Вятку в Хлынов и в Слободу и в Карино и в Котельнич и ..." .

По «народной этимологии», Нокрад, Нухрат – это искаженное Новгород. Название идет, дескать, от «Реки новгородцев». Но нет, Нухрат – это еще и имя племени. Нухрат – это еще и имя реки. Нухрат – это и имя села. Этноним, гидроним и хороним "Нухрат", они куда древнее Новгорода [2]. Когда-то «серебряное племя» наукерде, родня берсула (барсилов), ушло с ними из Центральной Азии в Прикаспий, где в VI веке они создали свое государство – Нухрат, рядом с Берсилией. Это о них писал Ал-Масуди: «Народ нукарда был кочевым, во главе с царем». А позднее тюркское племя нукарда упоминали в составе или в союзе с булгарами. Теснимые хазарами, нухраты в VIII веке откочевали в междуречье Волги и Камы, где между тремя великими городами булгар - Суваром, Биляром и Булгаром, они построили и свой город, нарекли его именем своего серебряного племени – Нухрат. Об их городе Нократ Болгары писал выдающийся тюрколог Ш. Маржани. Их земли в Булгарском царстве называли Серебряная Булгария, а в русских источниках этноним «серебряные булгары» относили ко всему их царству — Булгарии [2].

В XIII веке монголы разгромили г. Нухрат, а в XIV веке Аксак Тимур устроил геноцид булгар (уничтожив до 4/5 населения). Тогда нухраты уходили на Север, на р. Чепцу. Среди лесов и болот они основали свое новое селение, такой же куст деревень, и который тоже назвали Нухрат. Из Заказанья в XV веке к ним пришло пополнение булгар вместе с родом легендарного арского князя Кара бека. Они основали Верхнее Карино и Иллясово, построили форт Льэл. Когда-то предки арских князей, сельджуки, кыпчаки, ногайцы – великие воины и властелины Степи, строили свои государства и повелевали народами. Они были ханами и султанами, караучи беками и эмирами, владели Степью половецкой от Востока до Европы. Их предок Бачман, родом из сельджукских султанов, в тяжелые времена монгольского нашествия был избран царем Булгарии и погиб, отчаянно сражаясь с захватчиками [2].

В Золотой Орде и Казанском Ханстве арские князья были правящей верхушкой, старший князь (баш бий) их рода Кыпчак был одним из 4-х караучы беков. Но с конца XV века (с 1489 г.) после падения Вятки и их пленения они перешли на службу к российским Великим князьям. Те их использовали в дипломатических играх с Казанью и в войнах.

И Нухрат на Вятской земле был не просто «Дворянским гнездом». Нухрат был «мегаполисом», населенным князьями – «Городом князей». В нем жил самый высший слой татарской знати. Князья Нухрата зазывали булгар и удмуртов из Ханства, а жизнь половника в Нухрате была лучше, чем в Казанском ханстве, земли было вдоволь и народ охотно шел. Он пахал и сеял, разводил скот. Купцы Нухрата торговали со всем миром. В течение веков сословия и классы Нухрата сосуществовали как части единой системы, живя во взаимодействии друг с другом, где арские князья, как высшее сословие и господствующий класс, оказывали мощное влияние на общество, на его развитие и культуру. Потомки серебряных булгар и арские князья, правители Нухрата взаимообогащались своими культурой и традициями.

А когда Казань пала и царям арские князья стали не нужны, у них отобрали все: землю, людей и титулы. В XVII—XVIII столетиях в Нухрате аристократию разорили, исчез феномен – компактно живущие татарские князья в условиях этнической, религиозной и культурной изоляции. В Нухрате настала экономическая катастрофа. Разрушилась веками отлаженная система сельского хозяйства. Бесермяне-половники не были крепостными и они массово уходили на Верхнюю Чепцу, в Закамье, в другие места. Два этноса образовали Нухратскую этнографическую группу татарского народа. И у каждого народа была покинутая ими родина – они многие сотни лет берегли и сохранили древние имена обеих: это Карин и Нухрат. Нухрат, название, идущее от древнего этнонима племени наукерде, от имени их города Нократ Болгары, города страны Серебряных булгар. Карин (Карино) — имя древней столицы сельджукских султанов (ныне г. Эрзурум), данное, по версии акад. Р.Салихова селу их потомком, арским князем Кара беком [2].

Умирание деревень захватило ныне и Нухрат, переживший столетия гонений и войн, отъем земель, ужасы продразверстки и коллективизации, годы террора и Отечественную войну. Но люди выдержали. Они, живя в этнически чуждом окружении, не растворились, как сотни народов, а, держась вместе, через столетия пронесли древнюю культуру. Но сейчас Нухрат исчезает [2].

Население:

Татар в деревнях Нухрата по переписи 1926 года жило 3323 человека. Это были татары, прямые потомки арских князей. Они составляли большинство в Арасланово (852 человека), в Касимово – 385, в Ильясово – 1077, в Девятьярово – 491. В «бесермянских» деревнях Митюково и Абашево татар жило 187 и 25, соответственно. Возникли и отдельные от Нухрата деревни с татарским населением: Шамарданово (в 2 км), – 238 человек; Кокирь (в 16 км), – 68 человек, Муслюм, Боронский и др. [2]

Вторая группа населения Нухрата в 1926 г. — это были бесермены (бесермяне) — прямые потомки Серебряных булгар. Во всех селениях Нухрата их в 1926 г. значилось 801 человек. В д. Абашево их жило около 400 человек, в д. Митюково – 340 человек [2]. Сейчас бесермены все влились в татарский этнос Нухрата. В последние десятилетия оба этноса образовали единую Нухратскую этнографическую группу татарского народа. Сейчас в селе, кроме татар, стало много людей и других национальностей.

В 2010 г. население Нухрата составляло лишь 690 человек.

Транспорт и связь:

В 4 км к западу от села проходит Каринская узкоколейная железная дорога.

Известные жители и уроженцы [2]:

Шубай Арасланов, купец и первый татарский писатель Нухрата, автор замечательного литературногопамятника — "скаски" о своем путешествии на Восток в 1741 г.
Касимов Эдуард Салихзянович — известный татарский писатель, прозаик и поэт.
Афраим Сайфуллович Ситяков — учёный-физик, инженер-конструктор, астроном, эколог и педагог.
Рустам Вилевич Касимов, чемпион мира по шахматам среди слепых и слабовидящих.
Рашид Залялютдинович Абашев, широко известный в Татарстане врач.
Сибгатулла Валиевич Девятьяров, купец с мировым именем, миллионер.
Гаффар Шайхуллович Касимов — религиовед и педагог.
Вильдан Долгоаршинных, знаменитый чукотский художник и мастер по работе с моржовой костью.

Примечания:

↑ Административная карта Кировской области 1957 г.
↑ Всероссийская перепись населения 2010. Том 12. Населённые пункты Кировской области. Дата обращения: 1 мая 2014. Архивировано 1 мая 2014 года.
↑ Чураков В.С. Об обстоятельствах появления каринских арских князей на Вятке // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа, 2005. − С. 216—219.

Литература:

1. Сайт Каринской общеобразовательной школы.
2. Сюткин В.М., Ситяков А.С. Нухрат – Карино. Серебряные булгары и арские князья. – Киров: ООО Спектр-Принт, 2018. – 112 с.
3. Исхаков Д.М. Об исторических стратах генеалогии «арских князей» \\ Татарские мурзы и дворяне: история и современность: Сборник статей. Вып. 1. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010.
4. Салихов Р. Служилая Ура, рождение татарского капитализма. – Казань, 2015.


Источник: Википедия.