Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Ширинские (1-й род, Касимов)

ШИРИНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ НЕСКОЛЬКИХ СТОЛЕТИЙ

Марат Абясович Сафаров, Институт экономики и управления в промышленности, Россия, 105203, г. Москва, ул. 15-я Парковая, д. 8, safarov84@mail.ru.

История древнего татарского рода Ширинских восходит к 1298 году и отражает различные политические события, происходившие на ордынском и постордынском пространствах. Занимая ключевые позиции в системе власти татарских ханств, Ширинские во многом обеспечивали сохранение единства и связей между осколками Золотой Орды. Особое «сакральное» значение для Ширинских имела территория Мещерского юрта, куда и пришел из Причерноморья основатель рода Бахмет Ширинский. В мещерском ареале после упразднения Касимовского ханства сохранились исторические поселения Ширинских, а кадомские и касимовские ветви рода активно приобщились к купеческой деятельности. Учитывая разветвленность рода, в статье особое внимание уделяется ретроспективному анализу политической роли Ширинских в различных татарских ханствах. Основное внимание уделено кадомской ветви рода, не покинувшей земли былых вотчин и после упразднения Касимовского ханства. В конце XIX – начале XX века, благодаря успешной предпринимательской и благотворительной деятельности, многие кадомские Ширинские смогли вновь обрести высокий статус в татарских общинах. В качестве характерного примера рассматривается личность купца-меховщика Хусаина Ширинского, создавшего в своем родовом селении Богданово близ Кадома подобие дворянского имения. Приводится источник – опубликованные в газете «Вакыт» в 1914 году впечатления студентовмусульман о повседневной жизни Богданово, работе местного джадидского мектеба.

Интерес к генеалогическим изысканиям, изучению истории старинных татарских родов сформировал за последнее время целый пласт различных публикаций. Подлинный ренессанс современной татарской генеалогии, очевидно, восходит к старой традиции составления родословных-шеджере, связан с глубокой исторической памятью татарского народа, общими процессами возрождения интереса к прошлому, в том числе к частным сюжетам, микроистории. Однако большая часть публикаций по генеалогии имеет пока лишь любительский уровень, не учитывающий целостного источниковедческого контекста. Вероятно, генеалогические работы среди прочих исторических публикаций отличаются наибольшим стиранием грани между профессиональным и дилетантским. Генеалогия в таких работах теряет статус вспомогательной исторической дисциплины и фактически превращается в повод для изложения разрозненной и противоречивой семейной истории. В качестве примера можно привести публикации московского краеведа А.Б.Беляева, посвященные семейной истории касимовских татар, и фактически являющиеся характерным примером фолк-хистори [1]. Вероятно, прохождение подобного исследовательского уровня – неизбежный процесс, способствующий введению новых данных, очерчиванию круга источников, общему пониманию истории рода. И вслед за публицистами и мемуаристами к изучению приступают профессиональные историки. В этой связи особую ценность представляют подлинно научные работы в области татарской генеалогии. Среди них выделяют фундаментальные труды М.И.Ахметзянова, на протяжении нескольких десятилетий публикующего результаты своих генеалогических, эпиграфических, археографических исследований [2- 3]. Важной представляется идея М.И.Ахметзянова о богатой традиции сбора и изучения татарских родословных, связанной с И.Хальфиным, Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Амирханом, Р.Фахретдином, а также с трудами В.В.Вельяминова-Зернова, Н.Ф.Катанова, В.В.Радлова и др. В современном Татарстане проводятся конференции, посвященные истории известных татарских родов, материалы которых активно вводятся в научный оборот [4]. Постепенно наинается и изучение особых для татарской истории семей, где, к примеру, предания и фактологические сведения переплетаются с различными этапами развития татарских средневековых государств. Очевидно, что родословная таких известных династий, как сеиды Шакуловы, и их влияние на политические процессы в поздний период существования Касимовского ханства (середина – вторая половина XVII века) требуют отдельного изучения. То же относится и к древнему роду Ширинских, первое упоминание о котором фиксируется в 1298 году. Различные ветви рода Ширинских, исторически восходящие к Крыму, Казани, мишарским поселениям в окрестностях Кадома, к Касимову, как имеющие давние русские линии, исповедующие православие, так и сохранившие приверженность исламу, возведенные в дворянство или обладавшие аристократическим статусом мурз среди татар, – все это части одного корня, тесно связанного со средневековой политической историей Московской Руси и татарских ханств. Согласно Бархатной книге1 , род происходит от Бахмета Усейна (Мухаммеда Хусаина) Ширинского, пришедшего в 1298 году в мещерские земли и затем получившего надел в восточной Мещере. Об этом же пишет известный дореволюционный историк Д.И.Иловайский в своей «Истории Рязанского княжества», отмечая, что «князья Ширинские подняли брань на Царя Большой Орды и в 1298 году ушли из нея кочевать на Волгу. Один из них Бахмет Усейнов сын пришел в Мещеру, взял ее войною и остался здесь княжить» [5: 156]. Приход Ширинского в Мещеру из Причерноморья подтверждается семейными преданиями о братьях, вышедших из Крыма, а также проживанием в родовом селении Ширинских Богданово близ Кадома татар-мишарей, носящих фамилию Крымские.

Ранняя история рода Ширинских тесно связана с особым Мещерским образованием, чьи границы и статус являются предметом дискуссии в историографии. Согласно И.Л.Измайлову, Касимовское ханство (с середины XV века) было преемственно Мещерскому юрту, сложившемуся уже во второй половине XIII века [6: 162]. Различные попытки локализовать место расположения центра Мещерских земель – таинственный Андреев городок, часто упоминаемый в средневековых источниках, пока не увенчались успехом (упоминаются и Елатьма, и Старый Посад в Касимове, и Темгеневское городище близ современного города Сасово Рязанской области). Историк М.И.Смирнов, в частности, выдвигал идею о расположении Андреева городка близ Кадома, то есть в ареале расселения местных кадомских татар и старых вотчин Ширинских [7: 12]. Род Ширин появляется на исторической арене в качестве влиятельного клана в XV веке во время становления Крымского ханства, но уже и столетием раньше прослеживается его связь с аристократической верхушкой татарских ханов. Фактически Ширины, занимая ведущие позиции в ключевых татарских ханствах, обеспечивали определенную взаимосвязь между постордынскими государствами. Так, вершину иерархии крымской знати возглавлял именно могущественный клан Ширин, заложивший наряду с иными тюркскими родами основы крымской государственности во главе с династией Гиреев. На протяжении столетий Ширины играли важную роль в военнополитической жизни Крыма. За видных государственных деятелей, полководцев – представителей этого клана – крымские ханы Гиреи выдавали своих дочерей, сестер. Ширины имели роскошные дворцы, не уступающие ханским, земельные владения; города Эски Кырым (Старый Крым), затем Карасубазар (современный Белогорск) являлись их вотчинами. В историографии встречается мнение, восходящее к путешественнику П.Палласу, согласно которому хан Золотой Орды Тохтамыш предоставил Ширинам земли в восточной части полуострова для охраны и защиты Старого Крыма и ханских владений от нападений генуэзцев. Как отмечал М.Г.Худяков, в Казанском ханстве «власть хана считалась неограниченною, но она несколько умерялась советом (диван), составленным из важнейших особ. Члены этого совета носили название „карачи“, которое Абуль-Гази производит от слова „карамак“ – смотреть. Форма „карачи“ в этом случае значит „смотритель“, подобно другим формам, обозначающим действующее лицо и оканчивающимся на „чи“, например тамгачи, ямчи, туфанкчи, ильчи и т.п. Такие советы имелись и в других татарских государствах – в Крыму, в Сибири, в Касимовском ханстве… Среди карачи выделялся „улу карачи“ – большой карачи. Такое звание носили князь Булат Ширин – „карача Казанский большой“ и его сын Нур-Али – „большой карача Казанский“» [8: 674]2 . Ширины, наряду с Барынами, Аргынами, Кыпчаками и Мангытами, входили в число ведущих родов Касимовского ханства, причем, как отмечает Б.Р.Рахимзянов, «верховенство имел род Ширинов» [9: 70; 10]. Со знатным родом князей Ширинских связано название татарского села Подлипки (Шырын) близ Касимова. Часть Ширинских осела в окрестностях Кадома (ныне восток Рязанской области), в упомянутой выше деревне Богданово. С упразднением Касимовского ханства в 1681 году Ширинские, жившие в пределах Российского государства и исповедовавшие ислам, окончательно лишились всех феодальных привилегий. Однако в XIX веке Ширинским, наряду с другими родами мурз, удалось успешно интегрироваться в общие процессы капиталистического развития в России. Как и многие касимовские и кадомские династии, Ширинские стали заниматься выделкой и продажей меха, особенно каракуля. Именно кадомские Ширинские получили в конце XIX – начале XX века в Москве известность в качестве крупных купцов-меховщиков и благотворителей. Среди них особое место занимает торговец каракулем Хусаин Яфарович Ширинский, который упоминается во многих воспоминаниях старожилов татарской общины Москвы. Проводивший большую часть года в Москве, Хусаин Ширинский владел обширным имением в родовой деревне Богданово, которое посетили Горький и Шаляпин. О жизни этого имения в 1914 сохранилось примечательное впечатление студентов-мусульман, приехавших в Богданово, опубликованное в газете «Вакыт»: «В этом году, воспользовавшись рождественскими каникулами, мы – несколько студентов мусульман, обучающихся в Москве, побывали в известном мусульманском селе Тамбовской губернии – Азеево, а также в других близлежащих татарских селах. Мы увидели в быту местных жителей то, что действительно обрадовало нас. Вот этой радостью и своими впечатлениями, хоть и вкратце, и спешу поделиться с уважаемыми читателями газеты „Вакыт“. Мы побывали и в другой деревне, расположенной возле Азеево – Богданово. Она находится на расстоянии 12 км от Азеево. Это очень маленькая деревня, состоящая из 30 дворов. Мусульман здесь ровно половина, и они тоже занимаются земледелием и торговлей мехами. Некоторые занимаются лесом: заготавливают дрова и пиломатериалы. В довольно-таки больших стойбищах держат скот, производят на сепараторе сливочное масло, творог, разводят гусей, индеек, уток. Высаживают овощи, такие как картофель и капуста. Из подобных больших и образцовых имений в деревне имеется имение Хусаина эфенди Ширинского. Все дела в этом имении содержатся в надлежащем порядке. Сам Хусаин эфенди в настоящее время – крупный торговец в Москве, основатель благотворительного общества и активный в общественной деятельности человек. В имении хозяйством управляет его жена – Марьям ханум. В остальных дворах тоже все сельские дела в руках женщин и под их контролем. Очень радостно, что во главе таких дел стоят женщины. В Богданово, несмотря на такое маленькое количество мусульман, есть неплохая школа. Русские же дети ходят в земскую школу, расположенную в соседнем селе. Эта немаленькая школа, состоящая из 4 классов, была построена 15 лет назад Хусаином Ширинским, и с того же года ведется преподавание по новому методу. Именно эта школа распространяет по всей Тамбовской губернии семена нового метода (усуль аль-джадид). С этой стороны очень большая заслуга Хусаина эфенди, которая не должна забываться. 10 лет школу материально и духовно обеспечивал сам Хусаин эфенди и до сих пор продолжает заботиться о ней. В этом году в школе обучается 15 детей, из них 8 мальчиков и 7 девочек. Дети младшего возраста от 8 до 13 лет. Учитель Музаффар эфенди Исламкулов очень старается. Знания детей, особенно чтение и письмо, на очень высоком уровне. В округе есть и другие мусульманские села: Иванково, Верки, Чернышево, Караулово, Молочная Гора. В каждом из них есть школы, где мальчики и девочки учатся совместно. Нам рассказывали, что и в этих селах обучение поставлено очень хорошо, как и в Азеево» [11]. Известно также о помощи, которую оказал Хусаин Ширинский будущей известной татарской поэтессе Захиде Бурнашевой (Гыйффэттуташ, 1895-1977), вынужденной покинуть родное село Азеево и жившей некоторое время в имении Ширинского в Богданово на полном обеспечении купца-мецената. На средства Хусаина Ширинского в азеевском медресе училась его родственница Фазыля Ширинская (1901-1992), в советское время известная своим благочестием и активной религиозной деятельностью в московской мусульманской общине [12: 14]. Революционные события XX века прервали ход жизни Ширинских, как подтвердивших свое аристократическое происхождение, так и представителей купечества. Отдельные представители рода из кадомской ветви были известны в раннесоветской Москве. В их числе меховщик Нури Сейфуллович Ширинский, имевший опыт работы в меховых заведениях Петрограда, но с конца 1920-х гг. живший в Москве и работавший на Ростокинском меховом комбинате (в 1937 году был репрессирован в числе других татар – работников комбината). Известны и потомки купцов среди касимовских Ширинских. Многие же представители крымской ветви рода вместе с Белой армией покинули Россию и отправились в эмиграцию. Так, супруг известной мемуаристки, хранительницы русского наследия в Тунисе Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн (1912-2009) мурза Сервер Муртаза Ширинский (1904-1982), родившийся в Симферополе, принадлежал к кругу татарских аристократов Крыма, сохранивших свой статус в имперский период (особенно много Ширинских-землевладельцев отмечалось в Феодосийском уезде Таврической губернии). В данной публикации мы стремились обзорно изложить историю древнего рода Ширинских. Очевидно, что детальное изучение истории Ширинских предполагает проведение монографического исследования, причем как средневекового периода, так и обстоятельств приобщения татарских мурз к купеческой деятельности.

Литература

1. Беляев А.Б. Историческая генеалогия татарского народа. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. 763 с.

2. Ахметзянов М.И. Татарские родословные (шеджере) // Золотоордынское обозрение. 2015. № 1. С. 128-135.

3. Əхмəтҗанов М. Рязань өлкəсендəге татар зиратлары эпиграфикасы // Татар археографиясе. Татар эпиграфикасын өйрəнү дəверендə тупланган зират культурасы хакындагы кайбер материаллар. Казан: ТР ФА Тарих институты, 2013. Т.1. Б. 202-262.

4. Татарские мурзы и дворяне: история и современность: Сборник статей. Выпуск. 1. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. 376 с.

5. Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. М.: Кучково поле, 2009. 320 с. 

6. Измайлов И.Л. Мещерский юрт // Ислам в центрально-европейской части России / Сост. и отв. ред. Д.З.Хайретдинов. М.: Издательский дом «Медина», 2009. 404 с.

7. Смирнов М.И. О князьях Мещерских XIII-XV вв. Рязань: тип. Губ. правл., 1904. 37 с.

8. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства // На стыке континентов и цивилизаций… (из опыта образования и распада империй X-XVI вв.). М.: Инсан, 1996. 768 с.

9. Рахимзянов Б.Р. Касимовское ханство (1445- 1552 гг.). Очерки истории. Казань: Татарское книжное издательство. 2009. 207 с.

10. Рахимзянов Б.Р. Москва и татарский мир. Сотрудничество и противостояние в эпоху перемен. XV-XVI вв. СПб: ЕВРАЗИЯ, 2016. 396 с.

11. Мусульманские села в Тамбовской губернии // Медина аль-Ислам. 2016. № 1-2 (169-170). (перевод с татарского Ф.Хабибуллина).

12. Сафаров М.А. Фазыля Ширинская: из истории религиозной жизни московских мусульман // Медина аль-Ислам. 2015. № 2. С.14. 

Источник: ШИРИНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ НЕСКОЛЬКИХ СТОЛЕТИЙ