Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Татарская Каргала

1 июня 2023 Интервью

Татарская Каргала: «Оренбургский губернатор Неплюев хотел организовать торговую компанию в Индии из знакомых татарских и русских купцов»

Село Татарская Каргала, находящееся на территории современной Оренбургской области, в истории татарского народа является кузницей духовной и экономической элиты Российской империи. Находясь на границе торговых и культурных путей, село с момента своего основания стало своеобразным центром, который соединял Российскую империю и мусульманские государства Востока. О феномене и значении села Татарская Каргала корреспондент «Миллиард.Татар» поговорил с кандидатом исторических наук Рустемом Аминовым.

«Татарская Каргала становится стратегическим пунктом для продвижения Российской империи в Среднюю Азию»

– Чем знаменита Татарская Каргала?

– Татарская Каргала знаменита тем, что со второй половины XVIII и до начала XX вв. являлась кузницей мулл, просветителей, которые впоследствии стали известны на весь мусульманский мир. По причине своего удачного географического расположения, а также благодаря поддержке властей, Татарская Каргала становится стратегическим пунктом для продвижения Российской империи в Среднюю Азию. Казалось бы, каргалинцы в таком случае не должны были принимать активного участия в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачёва (1773–1775 гг.), но к этому времени в поселении появились крестьяне, которых не устраивало их социально-правовое положение. Эта группа образовалась из числа первопоселенцев, которые не выдержали конкуренцию со стороны более успешных односельчан. Кроме того, в Татарскую Каргалу в 1750–1760-х гг. продолжали прибывать небольшие группы татар. В 1760 г. там проживало чуть более 2 тыс. душ обоих полов.


Вид на Татарскую Каргалу с местного кладбища
(фото из личного архива Рустема Аминова, 16.06.2018 г.)


Богатые каргалинцы (Абдулгаяз Муртазин, Рахматулла Усманов, Сагит Абдулкаримов и др.), которые могли позволить себе нанимать ежегодно более десяти работников, остались верны государству. Во главе местных повстанцев встал Муса Улеев, возглавивший пятисотенный полк, состоящий в основном из нуждающихся татар. Также в полк вошли представители и других народов, но таковых были единицы. На период участия в «Пугачёвщине» Муса Улеев именовался полковником, как и другой каргалинец – Ситдык Сагитов. Интересным является тот факт, что впоследствии Муса Улеев, несмотря на конфискацию всего имущества, оставшись проживать в Татарской Каргале, сумел сколотить немалое состояние. В отличие от других населённых пунктов Оренбургской губернии, население Татарской Каргалы после окончания Крестьянской войны 1773–1775 гг. не уменьшилось, напротив, к концу XVIII в. по материалам V ревизии (1795 г.) численность равнялась примерно 4500 душ об. пола. Однодневная перепись, проведённая в 1870 г., зафиксировала уже 6409 душ об. пола. На протяжении XVIII – первой половины XIX вв. государство не ставило каких-либо серьёзных препятствий к подселению сюда татар. Разумеется миграции контролировались властями, но весомая часть прошений о переселении, всё же ими удовлетоворялась.

«Была задача с помощью подселения казанских татар наладить торговые отношения со Средней Азией и Казахской степью»

– Чем примечательна данная территория до появления на ней Сеитова посада (Татарская Каргала)?

– Как известно, река Урал (Яик) являлась своего рода границей расселения крупных племён и государств. В связи с этим пограничная зона выполняла важную роль в военных конфликтах, расширении границ и т.д. На этих землях кочевали кипчаки (половцы). По сведениям известного историка, географа и чиновника XVIII века – П.И. Рычкова, на территории Татарской Каргалы и г. Оренбурга располагалась столица хана кипчаков Бачмана – г. Актюба. Отметим, что до конца XVI в. эти земли относились к Ногайской Орде. В наши дни на выходе из села находится объект культурного наследия – курганный могильник «Татарская Каргала I», который несомненно связан со средневековыми сюжетами, происходившими на этой территории.


Объект культурного наследия – курганный могильник «Татарская Каргала I»
(фото из личного архива Рустема Аминова, 16.06.2018 г.)


– С какого исторического этапа мы можем говорить об истории Татарской Каргалы?

– Об истории Татарской Каргалы уместно говорить, начиная с 1744 г. Поселение было названо Сеитовой слободой в честь организатора переселения и одного из передовых купцов Поволжья того времени – Сеита Хаялина (из д. Маметова пустошь, ныне п.г.т. Богатые Сабы). 19 сентября 1744 г. Оренбургской губернской канцелярией были выделены земли по реке Сакмара для обоснования казанских торговых татар в 18 верстах от г. Оренбург. 8 августа 1745 г. вышел Сенатский указ, по которому определялись территория, условия поселения и льготы для населения. Мужское население освобождалось от рекрутского набора и постоев, наделялось землёй для посевов и сенокосными угодьями. Кроме этого, они получили возможность покупать землю у башкир, заниматься охотой и рыболовством, ремеслом, строить мельницы.

Основная цель властей заключалась в том, чтобы с помощью подселения сюда казанских татар наладить торговые отношения со Средней Азией и Казахской степью. По тем временам образовалось довольно крупное поселение: материалы II ревизии (1747 г.) зафиксировали 173 двора (996 душ м.п.). Исходя из этой цифры целесообразно говорить о населении приблизительно в 2000 душ об. пола. Данная перепись довольно информативна и позволяет обозначить места выходов каргалинцев, проследить их шежере и установить принадлежность к конкретным родам.

«За всю жизнь некоторые из каргалинских татар могли менять сословную принадлежность трижды, а то и больше»


VI ревизия (1811 г.) купцов Сеитова посада (Татарской Каргалы)
(Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-138. ОП.2. Д.107. Л.53)


– В чём особенности сословного деления в Татарской Каргале в имперский период?

– Преобразование Сеитовой слободы 7 ноября 1784 г. в посад привело к разделению населения на 2 категории сословий: крестьяне, с одной стороны, купцы и мещане – с другой. В 1787 г. каргалинских крестьян перевели в Уфимское нерегулярное войско, а в 1798 г. – в казачье сословие Оренбургского казачьего войска. Не подтвердившие свой капитал купцы переводились в сословие мещан. За всю жизнь некоторые из каргалинских татар могли менять сословную принадлежность трижды, а то и больше. К примеру, род Кайсаровых изначально принадлежал к сословию ясачных татар, переселившись в Сеитову слободу, они закрепились в купеческом сословии, а к концу XVIII в. один из представителей данного рода – Габайдулла Кайсаров – состоял в мещанском сословии, с 1798 г. он числился уже оренбургским казаком, в годы Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походах Российской армии 1813–1815 гг. был переведён в башкирское сословие Башкиро-Мещерякского войска. Разумеется, это не единичный случай. Скрупулёзно изучив ревизские сказки первой половины XIX в., можно констатировать, что в некоторых случаях сословная принадлежность отца (главы семейства) и его сыновей, живущих отдельно, была не идентичной. 

У крестьян был один способ, чтобы улучшить своё положение – перейти в военно-служилое сословие. Войти в купеческое сословие в конце XVIII–первой половине XIX в. было крайне затруднительно. Крестьяне, не имевшие никаких льгот, занимались получением кирпича-сырца, были задействованы в лесосплаве, чугуноварении, на каменоломнях, мельницах. Нередко все эти навыки передавались по наследству. Каргалинцы-крестьяне сами строили дома и украшали их, шили одежду, головные уборы, обувь, занимались кожевенным, кузнечным и другими промыслами. Кроме того, в поселении имелись мастера по изготовлению камней, украшений: браслетов, подвесок, серег и т.д. Каждая сословная группа каргалинцев вносила свою лепту в общее процветание села. Крестьяне занимались ремеслом, мелким хозяйством так же, как и мещане. Купцы торговали, состояли на дипломатической службе в Казахской степи и в Средней Азии, казаки и «башкирцы» охраняли границы и несли службу на Оренбургской пограничной линии, принимали участие в военных кампаниях, на них были возложены и полицейские функции. Нами установлено, что 10 каргалинских татар, состоящих в казачьем сословии Оренбургского казачьего войска участвовали во взятии Парижа 30-31 марта 1814 г. в ходе Заграничных походов Российской армии 1813–1815 гг. 

«Среди них были уже известные муллы, торговцы, представители мурзинских родов»


Торговые ряды Татарской Каргалы, построенные в 1811-1814 гг.
(фото из личного архива Рустема Аминова, 16.06.2018 г.)


– Почему именно из Татарской Каргалы вышло огромное количество мусульманских просветителей?

– Немалое количество мусульман с самых первых лет существования Татарской Каргалы позволило сравнительно за небольшой отрезок времени (57 лет) увеличить количество мечетей: к 1802 г. эта цифра возросла до 9-ти. В каждой из мечетей было медресе, где обучались арабскому и персидскому языкам, татарской азбуке, основам истории, философии, физики, чтению и толкованию Корана и священных обрядов мусульман. Всё это привлекало cюда мусульман, желающих получить образование у духовной элиты того времени. 

Вдобавок к этому, прекрасно налаженные связи каргалинцев с Бухарой, Хивой, Казахской степью позволяли получившим образование в медресе Татарской Каргалы в полной мере раскрыть и реализовать свой потенциал, став учёными, толмачами, конфидентами, муллами, чиновниками. Очевидно, что Татарская Каргала являлась не только торговым, но и духовным центром мусульман Российской империи, именно через неё происходило взаимодействие населения Приуралья и Поволжья со Средней Азией в культурно-просветительском и экономическом плане. Нельзя не сказать и про то, что первопоселенцы Татарской Каргалы являлись своего рода элитой Казанского уезда и соседних территорий. Среди них были уже известные муллы, торговцы, представители мурзинских родов, предки которых зарекомендовали себя с лучшей стороны. Все эти обстоятельства и способствовали появлению огромного числа просветителей – выходцев из Татарской Каргалы и выпускников её медресе, ставших главной движущей силой.

      
Мечеть «Ас салям», с. Татарская Каргала, ул. Линейная 1, д.40 а
(фото из открытых источников – предоставлено Рустемом Аминовым)


«Оренбургский губернатор Неплюев хотел организовать торговую компанию в Индии из знакомых ему татарских и русских купцов»

– Какую роль Татарская Каргала играла в Российской империи?

– С основания Татарской Каргалы власти стали использовать местное население в качестве толмачей (переводчиков) при реализации восточной политики. Таким образом, татары расширяли свои познания в области международной торговли и открывали новые потенциальные пути для реализации собственной продукции. Среди толмачей особо следует выделить Араслана Бикметева, который состоял в штате Оренбургской губернской канцелярии. Как известно, Оренбургский губернатор И.И. Неплюев хотел организовать торговую компанию в Индии из знакомых ему татарских и русских купцов с капиталом от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Возглавить компанию должен был Сеит Хаялин. 

Поездка купцов в Индию была инициирована в 1750 г. И.И. Неплюевым, П.И. Рычковым и К.М. Тевкелевым, а также шестью лучшими купцами, ведущими торговлю в Оренбурге и его округе: Журавлевым, Кикиным, Твердышевым, армянином Макаровым, греком Мавродием и «сеитовским татарином» Абдуллой Хаялиным (сыном Сеита Хаялина). Именно Сеит Хаялин выступил с предложением отправить «в Индию для опыта небольшие два каравана с товаром, по выписной цене на восемь тысяч рублей». В результате караван Хаялина выехал из Оренбурга 11 сентября 1751 г. В составе делегации были сакмарский казачий старшина Кубек Байназаров, приказчики-каргалинцы Исмагил Бикмухамедов, Надир Саферов, Якуб Ягоферов, сопровождал их хивинский посол Ширбек. Данная поездка являлась первой из Оренбурга в Индию через Хиву. Но планам И.И. Неплюева не суждено было сбыться. К сожалению, в источниках не указана причина, по которой было решено свернуть деятельность планируемой компании.