Вступить в меджлис
рус тат tat eng

Каркаралинск

Каркаралинск (каз. Қарқаралы) — город в Казахстане, административный центр Каркаралинского района Карагандинской области.

Каркаралинск возник в 1824 году как военное укрепление Российской империи. В 1827 году на базе крепости была образована Каркаралинская казачья станица. В 1849 и 1850 годах для усиления поселения в станицу были переселены украинские казаки. С 1869 года Каркаралинск получает статус города.

Из казахских сказаний. (Легенда об основании Баян-аула).

… Собираясь в дорогу, она [Баян] взяла с собой свадебный головной убор невесты, украшенный чёрными перьями и потому называвшийся кар-кара и кинжал. На пути к стану Кузугур-печа она оставила в одном из аулов этот убор и с тех пор аул этот стал называться Кар-кара, а потом Кар-кары — название, оставшееся и за основанной на этом месте казачьей станицей (теперь город Каркаралинск).

— «Сибирская газета» № 19. 12 мая 1885 год. Томск

В 1905—1909 годах Ахмет Байтурсынов организовал в городе казахско-русское двуклассное училище.
Три столпа советской казахской науки и литературы: Каныш Сатпаев (1899-1964), Алькей Маргулан (1904-1985), Мухтар Ауэзов (1897-1961) родились в округе Каркаралинска.

На начало 2019 года, население города составило 8190 человек (4104 мужчины и 4086 женщин).

Источник: Википедия.

В Каркаралинске проживали потомки татарских мурз Мамлеевы и Яушевы.

В 1897г. отец Мустафы и Касымы - потомственный дворянин коллежский секретарь -Баязит Рамазан улы Мамлеев обратился в Пензенское Дворянское Депутатское Собрание с прошением записать детей в дворянскую рдословную книгу рода Мамлеевых.

Источник: ГАПО ф.196оп.2д.1936 Прошение дворян Мустафы и Касыма Баязитовых Мамалеевыхо причислении у роду Мамлеевых.

Шахингарай Яушев занимался мелкой торговлей между Акмолинском и Каркаралинском. Семья подолгу не видела Шахингарая, в результате у него в Каркаралинске образовалась вторая семья, потомки не известны.

В Списке жителей города, имеющие собственные домовладения, торговые предприятия и постоянное жалование от государственной службы указаны собственники домов:

за 1895 г. Яушев Хуснутдин Нигметулы, крестьянин (каз. шаруа)

за 1903 Яушев Нугман Негметулы, тоже шаруа.

Источник: Юрий Попов «Она называется Каркаралынын Мусылман Тургындары (19 - 20 вв.), журнал Каркаралы №2, 2008 г., с.68 (сс. 55-68). Карагандинская областная универсальная научная библиотека им. Н.В. Гоголя. Адрес: Ерубаева, 44.

Л.64об.// 

Казан губернасы һәм Казан өязе Олуг Мәңгәр волостенең Күшәр авылының мулласына Семиполат областе Каркарали шәһәрендәге мәсҗед җәмигъ имамы

Игъламнамә

Семиполат областе Каркарали шәһәрендәге мәсҗед җәмигъ мәхәлләсенең 1895 сәнәсе метрически дәфтәрендә 5-нче номерда бу күрелер

1895-нче ел 2-нче февральдә ир углан вөҗүдә килеб исеме Габделхәлим, әткәсе Каркарали шәһәрендә сәүдәгәр Казан губернасы һәм өязенең Олуг Мәңгәр волосте Күшәр авылының Хөснетдин Нигъмәтулла углы Яушев, анасы Бибиәсма Фәхретдин кызы

Ошбу метриканың имзам илә шаһәдәтлек итеп ошбу игъамнамәне тапшырдым 1903-нче елда 29-нчы майда

Каркарали шәһәрендә имам указной мулланың Бикбай Җитмеш углы языб кулым куйдым

Источник: Метрическая книга записей о рождении д.Кошар Казанского уезда Казанской губернии за 1895 год, Национальный архив Республики Татарстан. ф.204. оп.6 доп. д.265.

Тайны каркаралинских купцов от XIX века до наших дней

Дом купцов Бекметовых. Фото - Лариса ЧЕН

Богатая история маленького городка Карагандинской области Каркаралинска хранит немало загадок. В их числе переплетающиеся судьбы нескольких поколений известных купеческих семей – БЕКМЕТЕВЫХ и ФАИЗОВЫХ.

Братья Бекметевы – родоначальники

Из восьмитысячного населения современного Каркаралинска едва ли хотя бы один процент составляют потомки тех, кто стоял у истоков его основания. И хотя его улочки, местечки, как и значительная часть домов, – живые свидетельства исторических событий, память о том, кто именно жил здесь век-два назад, среди обитателей нынешнего города практически не сохранилась.

И лишь один каркаралинец уже много лет по крупицам отыскивает факты и восстанавливает летопись родной земли. Именно он, Ерлан МУСТАФИН – технолог по профессии и краевед по призванию, поведал нам запутанную историю двух купеческих семей – татар Бекметевых и бухаретдинов Фаизовых.

– Информации о том, в каком году в уездный город Семипалатинской губернии приехали из Казани братья Хамит и Жагфар Бекметевы, не сохранилось ни в одном архиве, – сетует он. – Однако из архивных материалов мне удалось узнать, что именно они стали родоначальниками большого купеческого рода Каркаралинска. Преуспев в торговле, они перевезли сюда свою родню из Казани.


 Гульнази Бекметева

Родовую линию Хамита Бекметева, по словам краеведа, отследить оказалось гораздо проще, ведь один из его сыновей – Халиулла Бекметев, купец и горнопромышленник, – сумел прославить свое имя. У Халиуллы-бая было четыре жены, восемь детей и самый большой дом в Каркаралах, который сохранился и поныне. Сейчас в нем располагается районный отдел культуры и развития языков.

О Жагфаре известно лишь, что у него было трое детей от жены Жанкумис.

– Мне удалось отследить их судьбы. Губайдулла Жагфарулы был хаджи, то есть совершил паломничество в Мекку. При этом он обладал удивительными способностями, за которые многие считали его святым, – знал все святые места в округе. И когда к нему за помощью и исцелением приезжали из дальних краев страждущие, он отправлял их по святым местам, где они ночевали и исцелялись. Женой Губайдуллы-хаджи была Магзума Хасан ахун кызы Сейфуллина, дочка первого имама мечети Кунанбая-хаджи. Кстати, дочка Губайдуллы-хаджи Махфуза была замужем за одним из первых врачей-казахов Амре Айтбакиным. Уалиулла же продолжил дело отца. Историк, этнограф, имам Курбангали Халид, который жил в Чугучаке, упоминал об Уалиулле в своей книге “Тауарих хамса”, изданной в 1910 году в Казани (издательство “Орнек”), так: “В 1896 году в Чугучак приехал один из самых уважаемых каркаралинских купцов – мулла Уалиулла Жагфарович Бекметев, он порадовал нас своими обширными знаниями исторических фактов…”. Об их сестре Гатифе известно лишь, что она вышла замуж за купца Мусина и родила ему сына Лутфирахмана.

Шерулла Бекметов

Как причудливо тасуется колода…

Из архивных документов Ерлан узнал: у Уалиуллы Бекметева с его женой Фатимой Мусиной было десять детей: Муфахар, Шамшинор, Сурер, Биби-Малике-Зарен, Мансур, Мунлугульанвар, Абдул-Газиз, Мухаммед Жалиль, Мухаммед Жамиль и Махианвар.

– Их судьбы сложились по-разному. Но если прослеживать родовые линии каждого из десяти, то оказывается, что многие их потомки стали выдающимися людьми. Так, например, сын Биби-Малике-Зарен – академик, бывший ректор Карагандинского государственного технического университета, ныне покойный Абылкас Сагинов. (прим. 1916-2006).

Абылкас Сагинов

Дом Фаизовых

Интересна и родовая линия Абдул-Газиза Бекметева. Согласно архивным документам, он родился в 1867 году в Каркаралинске. Окончил Каркаралинское городское училище и Сибирский кадетский корпус. В Омском государственном архиве и ныне хранится список кадетов среднего и младшего возраста, получивших награды за успехи в учебе и поведении, датированный августом 1886 года. В нем упоминаются учащийся 4-го класса Лавр Корнилов и учащийся 1-го класса Абдул-Газиз Бекметев – Абдул-Газиз дослужился до штабс-капитана, потом вышел в отставку. Был сотрудником Каркаралинской уездной администрации, занимался торговлей, затем выборщиком от мусульманского населения по избранию членов Государственной Думы, присяжным заседателем Каркаралинского уезда и имел в подчинении десять солдат. Был женат на Хадиче Фаизовой, с которой имел шестерых детей: Гульнази-Булбул, Нургаин, Гульташ (которую близкие называли Каукен), Нурулла, Шерулла и Шерабзал. Внук Абдул-Газиза Бекметева, сын его дочери Гульташ – Музафар Адигамович Якупов, жил в Караганде и пытался выяснить судьбу предков. Он говорил мне, что в архиве КГБ города Пскова нашел информацию о том, что его дед был отравлен 13 мая 1913 года за отказ усмирять восставших казахов. Однако попытки выяснить, о каком восстании идет речь, оказались безуспешными. Возможно, если поднять личное дело Абдул-Газиза Бекметева в архивах КГБ Пскова, появится много новых подробностей о нем и о дальнейшей судьбе его семьи.

Памятник дворянину Баязиту Мамлееву

Загадки происхождения

– Поскольку в те времена было принято родниться только с представителями своего сословия, то неудивительно, что Бекметевы женились и выходили замуж за представителей купеческих фамилий, – продолжает повествование Ерлан Мустафин. – В их числе Фаизовы. Не менее большая и богатая семья, происхождение которой и ныне остается загадкой.

По словам краеведа, в архивных документах, касающихся Фаизовых, – сплошной туман. В записях относительно одного из представителей этого рода – Насибуллы Фаизова – он значится как “тюменский бухаретдин”.

– Эту запись я нашел в Центральном государственном архиве РК, – говорит Ерлан. – “Бухаретдин” – это старое обозначение выходцев из Бухары, а почему “тюменский”, непонятно. Возможно, они жили в Тюмени до приезда в Каркаралинск.

– Известно, что сыновья Уалиуллы Бекметева (Абдул-Газиз) и Халиуллы Бекметева (Мажит и Мухсин) были женаты на девушках рода Фаизовых, – поясняет Ерлан Мустафин. – Женой Мажита была Хабиба Фаизова, дочь Хисмета. Женой Мухсина была Миассар (дочка Максута Фаизова). Абдул-Газиз же взял в жены Хадичу Фаизову. Доподлинно неизвестно, чьей дочерью она была, но есть предположение, что она также была дочерью Хисмета и сестрой Хабибы.

Хабиба Фаизова

Дочка Хадичи Фаизовой, Гульназ Булбул, все время рассказывала внукам и правнукам, что ее мама была бухарской еврейкой. Кроме того, в семье Фаизовых всегда было распространено мнение, что они были потомками сефардов, изгнанных с Пиренеев в XV веке и впоследствии расселившихся в исламских странах, откуда в XVIII веке переехали в Бухару.

– Корни – это самая большая тайна рода Фаизовых. Я общался с внучкой Мажита Бекметева и Хабибы Фаизовой, – делится Ерлан Мустафин. – Гульгасыл Мажитовна Бекметева жила в Москве, была замужем за известным советским писателем, Героем Социалистического Труда, автором романов “Вечный зов”, “Тени исчезают в полдень” Анатолием Ивановым. Она приезжала в Каркаралинск, чтобы побывать в доме своих предков, обещала приехать еще раз, но, к сожалению, не дожила. Так вот, она рассказывала, что ее отец утверждал: Фаизовы были бухарскими евреями.

Мувер Фаизов

Фамильные клады и родовые захоронения

Сегодня найти четкое подтверждение или опровержение этому утверждению не представляется возможным. Представители татарско-бухарских купеческих семей разъехались из Каркаралинска по всему миру еще в 30-е годы прошлого столетия. Ерлан Мустафин пытался разыскать их потомков, но сделать это оказалось делом нелегким.

– Многие из них поменяли фамилии, – огорченно разводит руками краевед. – Так, например, я общаюсь с одним из потомков Насибуллы Фаизова, который живет в Канаде. Его зовут Марат Максутов. У Насибуллы Фаизова был сын Максут, и вот его-то дети стали Максутовыми.

Попытки отыскать истину в самом Каркаралинске также не увенчались успехом. Несмотря на то что старых купеческих домов, принадлежавших когда-то Бекметевым и Фаизовым, здесь немало, их новые жильцы в большинстве даже не знают о прежних владельцах. Лишь с улыбкой пересказывают местные легенды о зарытых тут и там кладах – золоте, оставленном купцами для своих потомков. Дом Уалиуллы Бекметева, в котором родился и вырос Абдул-Газиз, по свидетельству местных жителей, немного не “дотянул” до наших дней. В 80-е годы прошлого века его разрушили, не оставив даже фундамента.

Попытки разыскать могилы Фаизовых на местном кладбище лишь добавили вопросов. Обойдя его вдоль и поперек, мы с краеведом не обнаружили ни одного надгробия членов этой семьи. И это при том, что бекметевское захоронение сохранилось полностью – под гранитными плитами с арабской вязью покоятся несколько поколений этого рода.

– Старожилы рассказывали, что много памятников было снесено в советское время, – “очерчивая” надгробные надписи снегом, рассказывает Ерлан. – Даже кирпичные оградки разбирали. Ходили слухи, что на фаизовских памятниках была выбита шестиконечная звезда Давида. Но сколько ни искал, я не находил ни одной.

Впрочем, надгробие с еврейским знаком мы с краеведом все же обнаружили. Но сенсации не получилось. Арабская вязь на памятнике гласила, что под ним покоится дворянин Баязит Мамлеев, ушедший в мир иной в 1897 году в возрасте 80 лет.

– Я находил сведения о Мамлеевых в архивах, это татарская семья. Совершенно непонятно, отчего на их надгробиях выбита шестиконечная звезда, – удивляется краевед.

Нургаин Бекметева

Фото в помощь

Проблеск надежды на отгадку промелькнул несколько дней спустя. Перерыв свой солидный архив, Ерлан Мустафин обнаружил письмо от внучки Халиуллы Бекметева – Зухры Урмановой, датированное 9 ноября 2006 года.

“Высылаю фотографии, пояснения на заднем фоне, – писала женщина. – Правда, на некоторых снимках я не могла вспомнить имен, но знаю, что они тоже Бекметевы. Со слов своих родителей знаю, что мой папа является сыном Бекметева Халиуллы Хамитовича от третьей жены Фатимы. У него был брат Масгут и сестра Гульбахор (Гульбуш. Она была замужем за одним из лидеров движения Алашорды Жакыпом Акпаевым), всех их я видела и знаю. У моего папы Бекметева Мажита Халиулловича жену, то есть мою маму, звали Хабиба. Она дочь Фаизова Хисмета. Знаю, что у нее был брат Мувер, который женился на двоюродной сестре Зубайде Фаизовой. Я высылаю фотографии. Мувер умер рано, я его почти не помню, но тетя Зубайда жила с нами до 1954 года. Затем она уехала в Семипалатинск к своим родственникам и жила там. Из детей Мувера и Зубайды я знала только Менсулу, которая умерла в 17 лет, остальные скончались маленькими. У мамы был еще брат Ясер, он жил в Караганде. Ясер умер в 1975 году, его дети живут в Караганде. Я родилась в 1931 году в Каркаралинске, но уже в 1931–1932 годах был голод, и мои перебрались в Караганду. У Зубайды был брат Гениятулла, он погиб на фронте” (стилистика и орфография автора сохранены).

Фото Хабибы и Мувера Фаизовых, приложенные к письму, и подтолкнули нас к новой версии. Характерная шляпа и костюм брата, нетипичные для узбечки черты лица сестры заставили задуматься….

– Возможно, они были метисами, – высказал предположение Ерлан. – Если их мать была еврейкой, то, вполне возможно, они могли считать себя евреями. Ведь у них национальность наследуется по материнской линии.

– Было бы неплохо найти потомков Мамлеевых, – решили мы. – Может быть, они могли бы пролить свет на таинственную шестиконечную звезду, выбитую на мусульманских памятниках. И тогда стало бы возможным разгадать тайну происхождения Фаизовых.

Генеалогия и… надежда

Впрочем, нельзя терять надежды, что однажды отыщутся неизвестные потомки Абдул-Газиза Бекметева и Хадичи Фаизовой, которые и смогут ответить на все неотвеченные вопросы истории. Ведь судьбы многих их детей сложились не так уж плохо.

– Гульнази-Булбул окончила Омскую гимназию и вышла замуж за видного деятеля “Алаш Орды” Раимжана Марсекова, – перечисляет Ерлан Мустафин. – Нургаин Азизовна Бекметева стала женой Хайдара Идаятовича Мирдадинова, отец которого был богатым узбекским торговцем из Ташкента. Дочка Нургаин и Хайдара Тамара Мирдадинова работала судьей в городе Алма-Ате. Гульташ (Каукен) родилась в 1908 году в Каркаралинске. Она вышла замуж за узбека Адигама Якупова, сына приказчика общества “Зингер и К”, и всю жизнь посвятила семье. Умерла Гульташ в 1983 году.

Нурулла Азизович Бекметев имел прозвище Коккоз и работал бухгалтером в Каркаралинске, был участником Великой Отечественной войны. Его жену звали Шамкен, и с ней у него был сын Асхат. Он был командиром взвода, лейтенантом. И погиб 10 апреля 1945 года в Восточной Пруссии, похоронен в местечке Гольдбах. Также у Нуруллы была дочь Альфия, которая работала телефонисткой. У нее был сын Марлен, найти которого не удалось. Было бы хорошо, если бы он откликнулся после вашей публикации. Шерулла окончил Семипалатинскую гимназию и погиб в 1917 году во время праздника Рамазан, упав с лошади. Об этом писали в газете “Сарыарка” от 1 августа 1917 года. О самом младшем, Шерабзале, ничего не известно. Есть предположение, что он умер в младенчестве.

Ерлан Мустафин искренне верит: однажды правнуки его знаменитых земляков вернутся и помогут ему заполнить пробелы в летописи Каркаралинска.

P. S. Если у вас есть информация о судьбах членов семей Бекметевых и Фаизовых, просьба связаться с редакцией "Каравана" по электронной почте secretar@caravan.kz

Автор: Лариса Чен, 26.02.2017

Источник: газета Караван.

МЕЦЕНАТ ИЗ КАРКАРАЛЫ

Халиулла Бекметев.

Ерлан МУСТАФИН, краевед

Впервые имя купца Халилуллы Бекметева я услышал, когда только начал заниматься краеведением. Проходя мимо большого деревянного дома, мне было интересно узнать о его хозяине: кем он был, чем занимался? Вдобавок ко всему легенды, сложенные об этом человеке, будоражили мое воображение. На помощь пришли архивные документы и воспоминания потомков.

Из родниковой деревни

Начнем с того, что отец Халилуллы, Хамит Яхин (Бекметев), 1808 года рождения, приехал в казахские степи вместе с братом Жагфаром из далекой деревни под названием По Ключу Сап Царевококшайского округа Казанской губернии. Царевококшайск - это нынешняя столица Республики Марий Эл - Йошкар-Ола.

Братья приехали по торговым делам и остались тут жить. В одном из документов за январь 1841 года за подписью старшего султана Каркаралинского внешнего округа Турсуна Чингисова о Хамите написано следующее: «…ясачный татарин, 33-х лет… находится в Каркаралинском округе по торговым делам десятый уже год».

Хотя Хамит жил в самом Каркаралинске, прописан он был в Петропавловске. Об этом свидетельствует запись за 1853 год, хранящаяся в архиве Уфы. «Петропавловский купец, торговец, живущий в Каркаралы» - написано там о нем. А в документе Центрального государственного архива РК за 1862 год указано, что Хамит Бекметев - «Петропавловский 3 гильдии купец».

Первую жену Хамита звали Сахипжамал (казашка), от которой родились Халилулла, Хамидулла, Гизатулла. От остальных жен Хамита, а всего у него было четыре, родилось много сыновей и дочерей.

Деятельность во благо народа

Халилулла Хамитович Бекметев родился в 1829 году. Повзрослев, он, как и отец, стал заниматься торговлей, стал купцом 2-й гильдии. Из-за богатства, которым он владел, в народе его звали Халилулла-бай.

В юношеские годы он видел и будущего поэта, маленького Абая, когда тот вместе с отцом - старшим султаном Каркаралинского округа Кунанбаем Оскенбаевым - останавливался у них дома (Кунанбай и Хамит были в дружеских отношениях). Вполне возможно, что Халилулла показывал ему город и окружающую его прекрасную природу.

У Бекметева было много скота. В 1880 году он вместе с братом арендовал у потомственного почетного гражданина Степана Александровича Попова на семь лет земли в урочищах Пшук и Тай, расположенных в Темиршинской волости Каркаралинского уезда. Пользуясь этими участками с 1884-го по 1891 год, он построил там зимовки и дворы для содержания домашних животных. «…я имею до 1500 лошадей, 500 рогатого и 2000 баранов», - гласит документ, хранящийся в ЦГА РК.

Но не одним богатством был славен он. Начнем с того, что с момента открытия Каркаралинского отделения попечительства о тюрьмах он был директором и на свои средства покупал продовольствие арестантам.

За помощь религиозным сообществам, государственным учреждениям и образованию в 1888 году император Александр III наградил его нагрудной серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте, а император Николай II в 1904 году - золотой медалью «За усердие» на Аннинской.

Он не жалел денег на благотворительность. Так, в 1892 году прошел сбор пожертвований на содержание сирот и бесприютных стариков и старух города Семипалатинска. Самую большую сумму пожертвовал Халилулла Бекметев - 20 рублей. Большое внимание уделял образованию и поддержке детей-сирот. Если Хамит пригласил грамотных татар и просил их обучать мальчиков, отдав под эти цели свой флигель, то его сын построил детский дом, взяв на себя его содержание. Также он был заинтересован в обучении детей в медресе. 12 апреля 1891 года в газете «Терджиман-Переводчик», которая издавалась в Бахчисарае, вышла заметка следующего содержания: «Из г. Каркаралинска. Халилулла Бикметев передает нам, что имам и мудеррис г. Кешаф-Эддин Шахмердан оглу, приняв в своем медресе за начальное руководство новый учебник «Ховадже-и-Субъян», достиг поразительных успехов: 8-10-летние мальчики после четырехмесячного обучения освоились с чтением и письмом, так что могут писать, что слышат, и разбирать всякую книгу и рукопись. Все это было удостоверено экзаменом детей».

Хотелось бы отметить, что у него был большой круг общения. Поддерживал он связь и с политическими ссыльными, которые были высланы в Каркаралинск из России. Некоторых он даже взял к себе на работу. Например, 37-летний Ермолай Михайлович Савин по ведомости о лицах, состоящих под гласным надзором полиции за 1890 год, «служил по торговой части у купца Халилуллы Бекметева». Иван Филиппович Гусев, о котором написано в книге «Деятели революционного движения в России», изданной в 1934 году, был отправлен в ссылку в 1887 г. Прибыв в Каркаралинск в 1889 году, он тоже устроился на работу к купцу. Позже, после окончания срока гласного надзора в 1896 году, он перешел в экспедицию статистиков по изучению Степного края, которую возглавлял известный русский статистик и этнограф Ф.А. Щербина.

«Мой прапрадед Хамит имел большое влияние и был уважаем в Каркаралинском крае. Видимо, поэтому старший султан Каркаралинского округа Кунанбай Оскенбайулы останавливался у него дома и организовал той в честь открытия мечети именно у него. От Хамита родился мой прадед - известный купец Халилулла Бекметев. Халилулла бабай прославился снаряжением торговых караванов в Семипалатинск, Россию, Китай и Персию. Занимался он и горнорудным промыслом. Говорят, прадед мой был очень добрым и щедрым человеком, занимался благотворительной деятельностью. Я слышала, что он даже пожертвовал деньги на строительство мечети в Санкт-Петербурге. Он долгие годы был членом Кояндинского ярмарочного комитета. Халилулла бабай и его четвертая жена, моя прабабушка Айнеке Шонбайкызы, были радушными хозяевами, поэтому именитые люди не только Каркаралинского уезда, но и Семипалатинской области останавливались в их доме. Двор был полон повозок. В доме собирались представители передовой казахской интеллигенции, ведь дочери Бекметевых были замужем за видными деятелями движения «Алаш». Например, Гульбахор Халилуллакызы была замужем за Жакыпом Акбаевым - общественным деятелем, первым казахом-магистром права», - рассказала его правнучка Жамиля Камаловна Бекметьева, проживающая в Алматы.

Семейный очаг

У каркаралинского мецената было четыре жены - Биби-Латифа Искакова, Биби-Хадиша Рафикова, Биби-Фатима Мусина и Айнеке Шонбаева. Только от двух жен он имел детей: байбише и токал родили ему девять детей. Судьбы детей сложились по-разному. Некоторые пошли по стопам отца, занимаясь торговлей. Были среди детей Халилуллы и участники движения «Алаш». Кто-то из детей попал в жернова репрессий 30-х годов. Но в целом радует то, что его потомки продолжают дело, начатое своим знаменитым предком.

Умер Халилулла Бекметев в 1905 году и был похоронен в Каркаралинске. Биби-Латифа ушла из жизни через год после смерти мужа в возрасте 73 лет. В 1916 году скончались Биби-Хадиша и Биби-Фатима. Айнеке не стало в 1927 году.

Кстати, младшая жена много рассказывала своей внучке, маленькой Камиле Мухсинкызы (1914-1990), о ее дедушке-купце, о себе. В 1988 году Камиля-апа решила эти воспоминания занести в тетрадь и оставить своей внучке Екатерине. Из этой записи можно узнать много интересного о его жизни: «Моя родная бабушка, мать отца - Гайнеке (по-домашнему Айнеке) Шонбаевна, происходит из рода шашты. Родители ее жили где-то около р. Нуры, а сама она жила в ауле, расположенном в прибалхашских степях…

Бабушка мне говорила: «Твой дед Халилулла привозил к нам в аул с ярмарки разный необходимый товар: сахар, чай, нитки, иголки, посуду, сатин, белую бязь для женских головных уборов. Все покупалось не за деньги. В далекие дореволюционные годы весь товар покупался за скот, в основном за овец и коней…»

Когда умер первый муж бабушки, она осталась вдовой с тремя детьми. С детьми вела трудную жизнь. Приехал как-то дед к ним в аул с очередным товаром, и бабушка приглянулась ему своей опрятностью, степным здоровьем, ухоженными детьми. Дед сделал предложение. В то время у деда было три жены, но не было детей. Она с трудом дала согласие. Дед известил своих жен, а те наотрез запретили ему, сказав: «Как какая-то степная женщина войдет в дом?»

Тогда дед решил четвертую жену с детьми поместить на свою летнюю дачу в Тасбулаке в лесу, близко к Каркаралинску. Бабушка с двумя детьми жила в этом загородном доме хорошо. Самого младшего оставила у своих пожилых родителей. Когда она приехала, то была в степной одежде: теплом чапане, сапогах, в теплых меховых штанах. Жила она в загородном доме до зимы. Дед жил с ней, в город он ездил редко, только по делам.

Бабушка так рассказывала про этот период жизни: «К началу зимы я сообщила твоему деду, что ожидаю ребенка. Он был очень рад, стал молиться, благодарить Бога. Поехал объявлять об этой хорошей новости женам в город. Все трое были старше меня. И в один прекрасный день зазвенели колокольчики и в повозке на тройке прикатили жены. Привезли они много городской купеческой одежды: дорогие шали, бобровые шапки, бархатные шубы, роскошные платья. Привезли одежду дочке и сыну. Затопили баню, повели меня и детей купаться. Все старье мое кинули в огонь. Одели с ног до головы в новую, не привычную для меня одежду. С собой они еще привезли множество татарских блюд, сладостей. Попировали и повезли меня в город. Приехали в роскошный купеческий дом в два этажа. Кругом картины, часы, зеркала, шкафы, ковры и мебель, обитая цветастым материалом. Я боялась встать с места. Как села в первой комнате, так и сидела…

И вот спустя время я родила сына. Дед твой к тому времени был очень богатым: было много скота и денег в банке. Он много ездил по ярмаркам, затем с товаром - по степям, умножая богатство. Первого сына он назвал Мухтар. С детства все его баловали. Потом родились Махмут, Гульнахар, Абзал, Мугин, Мухсин. Третья жена Фатима родила троих детей - Мажита, Масгута, Гульбошу (Гульбахор. - Прим. автора). Умер твой дед глубоким стариком. У всех старших сыновей были свои дома. После смерти мужа я осталась в огромном купеческом доме с сыном Мухсином…»

Еще бабушка вспоминала, что мой дед Халилулла, когда разбогател как купец, взял на себя содержание детского дома. Какая-то холера по России прошла, много детей сирот было. Построил он здание детдома, питание, одежду и содержание взял на себя. Поставлял дрова, мясо и другие продукты. За такой гуманный поступок какой-то царь ему пожаловал медаль «За усердие». Все четыре его жены шили из какой-то кремовой бязи рубахи и кальсоны для этих детей-сирот.

Со слов бабушки, когда еще был жив мой дед Халилулла, приехал к ним Кунанбай, отец Абая. Он собирался тогда в Мекку. Приглашал деда в поездку. Дед не поехал.

Бабушка Айнеке умерла в 1927 году. В тот год забрали наш большой дом, и мы до 1931 года жили на квартирах, потом перебрались в Алма-Ату…»

В конце этой статьи хочу поблагодарить за помощь в поиске материалов о Халилулле Бекметеве его прямого потомка, известного врача-эндокринолога, руководителя сети клиник лазерной косметологии и пластической хирургии «Дарус», которые находятся в городах Алматы и Нур-Султане, Жанну Маратовну Азимову. Как краеведа и исследователя меня радует, что потомки людей, составлявших честь и славу нашей земли, достойно продолжают дело своих пращуров. Мы должны оставить память о славных сынах нашей Родины, передавать ее из поколения в поколение, показывая пример подлинной интеллигентности, служения людям и гуманизма.

 inkaraganda.kz

автор Ерлан Мустафин, 2021г.

Источник: Меценат из Каркаралы